Государственное регулирование рынка ценных бумаг – один из видов упорядочения деятельности сферы и всех ее участников, совершаемых сделок со стороны определенных уполномоченных организаций (в данном случае государственных органов).
Регулирование рынка бывает двух типов: внутренним и внешним. Внутреннее предполагает подчинение всех участников рынка ценных бумаг (не только профессионалов, но и инвесторов, эмитентов) созданным ими же нормативным документам, в качестве которых могут выступать стандарты, правила ведения работы, устав и т.д. Внешним регулированием называется подчинение работы организации разного типа государственным нормативным актам, разного рода международным соглашениям.
Виды регулирования функционирования системы рынке ценных бумаг:
- Государственное.
- Общественное.
- Саморегулирование.
- Рыночный надзор.
На рынке ценных бумаг в РФ государство может выступать как:
- Эмитент – в случае выпуска ценных бумаг государственных компаний.
- Инвестор – когда управляет серьезными портфелями ценных бумаг промышленных предприятий.
- Регулятор – когда пишутся и подписываются законы, акты.
- Профессиональный участник – непосредственно в торговле акциями (например, при проведении приватизационных аукционов).
- Верховный арбитр в появляющихся спорах – посредством системы судебных органов.
Регулирование с боку государства осуществляется путем:
- Государственных нормативных актов.
- Иных нормативных актов.
- Работы госорганов контроля и регулирования.
Рынок ценных бумаг может регулироваться и управляться государством в прямой (административной) или косвенной (экономической) форме. Прямое управление рынком государство реализует через установку требований к участникам, их регистрацию и эмитируемые ценные бумаги, выдачу лицензий, обеспечение гласности и информированности, поддержание правопорядка в условиях рынка.
Косвенное управление рынком возможно выполнить через рычаги/капиталы экономического плана, которые есть у государства: система налогообложения (выгодные льготы, определенные ставки, освобождение от уплаты налогов), финансовая политика (минимальный размер зарплаты, процентные ставки), госкапиталы (бюджет, разные фонды), госресурсы и собственность (природные ресурсы, госпредприятия и т.д.).
Сущность и принципы регулирования
Регулирование рынка ценных бумаг имеет большое значение для эффективного развития сферы и ее нормального функционирования в рамках закона. Государство старается упорядочить деятельность участников рынка и процедуру проведения сделок, обезопасить.
Основные цели государственного регулирования:
- Защита всех участников рынка от мошенничества и недобросовестных действий кого бы то ни было.
- Поддержание порядка в сфере, создание оптимальных условий работы.
- Защита прав/интересов инвесторов (на базе действующего законодательства).
- Обеспечение условий для максимально прозрачного и свободного процесса образований цен под влиянием спроса/предложения.
- Развитие эффективного рынка, который стимулирует предпринимательскую деятельность.
- Внедрение разнообразных рыночных инноваций.
Основные принципы регулирования рынка ценных бумаг:
- Использование процедур открытия данных про участников рынка (крупных инвесторов, эмитентов, трейдеров), создание информационной системы про состояние рынка, гарантия ее открытости и доступности.
- Регулирование отношений эмитент/инвестор между собой и с участниками рынка. Речь идет об отношениях между владельцами ценных бумаг и обязанными лицами, про отношения между всеми в момент заключения сделки.
- Обеспечение конкуренции в качестве механизма объективного улучшения качества услуг, уменьшения их стоимости, способствование созданию равных комфортных даже конкурентных условий для работы.
- Эффективное распределение функций регулирования рынка наиболее оптимальным способом между органами управления государственного/негосударственного подчинения, развитие саморегулирования в сфере, взаимодействие саморегулируемых организаций с госорганами управления, власти.
Государственное регулирование и саморегулируемые организации
Успешное развитие и функционирование рассматриваемого рынка в Российской Федерации во многом зависит от степени и особенностей участия в нем государства.
Основные задачи, которые должно выполнять государство как регулятор:
- Работа над законодательной базой.
- Развитие инфраструктуры.
- Создание системы информации касательно состояния рынка, обеспечение ее открытости.
- Работа над системой защиты инвесторов (страхование).
- Способствование развитию рынка ценных бумаг государственного типа.
- Установка обязательных требований к работе профессиональных участников рынка, лицензирование.
- Пресечение деятельности лиц, работающих на рынке без лицензии.
- Формирование системы защиты прав собственников ценных бумаг, тщательный контроль за соблюдением прав инвесторов со стороны эмитентов, других участников.
Государство имеет право осуществлять прямое вмешательство в работу рынка ценных бумаг через уполномоченные органы. Основные государственные органы регулирования рынка: Правительство и Министерство финансов РФ, недавно сформированная Служба Центрального Банка РФ, ФСФР (до недавнего времени).
Правительство РФ осуществляет законопроектную деятельность, готовит проекты указов и разного типа распоряжений Президента, федеральных законов.
Министерство финансов осуществляет контроль и имеет такие полномочия:
- Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме акций чековых инвестфондов, банков).
- Ведение Единого государственного реестра всего объема ценных бумаг, зарегистрированных в РФ, осуществление публикации.
- Формирование правил совершения операций, реализации учета, предоставление отчетности по сделкам (кроме депозитариев, банков, регистраторов, валютных ценностей).
- Подготовка специалистов в сфере ценных бумаг (работают финансовые колледжи).
- Аттестация специалистов для осуществления операций с акциями, контроль получения аттестатов, при необходимости применение санкций.
- Контроль покупки больших пакетов акций, ведение реестра АО, инвестиционных институтов.
ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) долгое время была основным федеральным органом, имеющим исполнительную власть. В течение 2004-2013 годов служба реализовывала государственную политику в сфере ценных бумаг, принимала нормативные акты, контролировала деятельность всех участников рынка, обеспечивала права и защищала интересы.
Параллельно с ФСФР Центральный Банк реализовывал надзорные и контролирующие функции, был органом госрегулирования для коммерческих банков. Современная система регулирования предполагала наличие нескольких регуляторов, что вызывало сложности. В 2013 году Указ Президента под номером 645 упразднил ФСФР и все полномочия, касающиеся регулирования, контроля, надзора передал Банку России. Была создана Служба БР по финансовым рынкам.
Центральный аппарат СБР по финансовым рынкам включает 13 управлений и 1 отдел, которые занимаются: лицензированием, государственным реестром, организацией/проведением надзорных мероприятий, регулированием деятельности всех участников, корпоративными отношениями, анализом, раскрытием информации, эмиссионными ценными бумагами, мониторингом, отчетностью, стратегическим планированием, деятельностью на рынке страхования, юридическими вопросами и т.д.
Служба БР регулирует, контролирует и надзирает за некредитными финорганизациями, их работой. В сферу интересов РЦБ входят контроль, надзор за следованием эмитентами положениям действующего законодательства в сфере ценных бумаг, акционерных обществ, корпоративных отношений в АО, регистрации выпусков ценных бумаг и т.д.
Служба Банка России реализует нормативно-правовое регулирование в области финансовых рынков, в том числе вопросов работы негосударственных пенсионных фондов, разного типа инвестирования пенсионных накоплений, обязательного страхования.
Службой Банка России должны осуществляться такие функции:
- Надзор.
- Консультирование.
- Регулирование в узаконенных рамках.
- Контроль.
- Правоустановление.
Задачи Службы Банка России:
- Принятие участия в развитии финансового рынка РФ, инфраструктуры.
- Работа по обеспечению стабильности рынка финансов, поиск и исключение кризисов.
- Анализ состояния, развития, далекоидущих перспектив финансовых рынков в сфере работы некредитных финансовых организаций.
- Создание конкурентной среды.
- Регулирование, надзор, контроль за финансовыми организациями некредитного типа.
- Защита прав/интересов инвесторов и акционеров, страхователей, выгодоприобретателей по страховому законодательству, пенсионному страхованию и т.д.
- Контроль за четкостью следования требованиям законодательства РФ, устранение неправомерного его использования, исключение манипуляций и использования инсайдерской информации.
Мегарегулятор на базе ЦБ обеспечивает независимость его работы от органов власти и объектов регулирования, что дает возможность оперативно разрабатывать нормативно-правовую базу, устранять системные риски, реализовывать макропруденциальный надзор, мониторить всю систему, разрабатывать унифицированный подход к разным институтам, оптимизировать и минимизировать затраты из госбюджета на свою деятельность.
Также регулирование рынка ценных бумаг может выполняться на уровне саморегулируемых организаций либо профессиональных участников рынка. Действующее законодательство допускает передачу государством части его функций СРО (уполномоченным организациям профучастников рынка ценных бумаг).
СРО могут реализовать деятельность в формате:
- Профессиональных союзов.
- Разного типа ассоциаций.
- Общественных организаций профессиональной направленности.
Функции СРО стандартные: саморегулирование работы участников, поддержание лучших профстандартов, обучение персонала, осуществление совместных научных разработок, развитие инфраструктуры рынка, коллективное предпринимательство, защита прав\интересов инвесторов.
Сегодня статусом СРО в РФ обладают:
- НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) – в нее входят дилеры, брокеры, управляющие, депозитарии. В 1997 году стала первой СРО, признанной на официальном уровне, объединяла брокеров/дилеров. Членами ассоциации могут стать юридические лица, которые ведут профдеятельность на рынке, имеют лицензию. НАУФОР ведет электронную отчетность, может принимать экзамены для выдачи аттестатов квалифицированных специалистов финансового рынка. Цели и задачи объединения – развитие, улучшение системы регулирования, разработка правил и стандартов, контроль.
- ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).
- НФА (Национальная фондовая ассоциация) – объединяет обладающие лицензиями компании (дилеры, брокеры, депозитарная деятельности, доверительное управление).
- НЛУ (Национальная лига управляющих) – 56 организаций-управляющих НПФ и ПИФ.
- ПУФРУР (Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона) – 19 членов-участников рынка региона.
- НАПФ (Национальная ассоциация пенсионных фондов) – объединяет 88 организаций.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут становиться членами не одного СРО одновременно. Более 30% участников рынка РФ входят в те или иные организации.
Регулирование рынка ценных бумаг наиболее активно осуществляется при условии использования различных систем контроля и надзора, которые реализуются как государством, так и саморегулируемыми организациями.