Балансовая стоимость акции – это цена бумаги, эмитированной компанией, но уже с уменьшенным значением на величину обязательств предприятия. Параметр является очень важным для всех, кто имеет отношение к управлению компанией, распределению ее доходов и развитию: инвесторы, управляющие, топ-менеджеры, партнеры и т.д.
Балансовая стоимость может продемонстрировать проблемы в управлении и реализации поставленных перед предприятием задач, помогает увидеть необходимость повышения эффективности менеджеров, привлечения новых инвестиций или правильно рассчитать дивиденды для акционеров.
Для расчета балансовый цены акций достаточно иметь информацию из источников бухучета (план счетов, баланс) и решения про устав или размещенные акции.
Простыми словами, балансовая стоимость акций считается идентичной величине собственного капитала предприятия – сумме чистых активов. Зная параметр, можно просчитать балансовую цену на простую акцию, без учета дивидендных платежей (привилегированные акции сюда не входят).
Расчет важен не столько определением конкретного показателя, сколько отслеживанием его в динамике, на протяжении месяцев, лет. Если показатель понижается – компания испытывает сложности, возможно, входит в кризис. Если повышается – предприятие развивается, управление эффективно и доходность растет.
Нужно помнить, что балансовая и рыночная цена акции – это совершенно разные параметры. Балансовая стоимость – величина учетная, фиксируется для отчетности в конкретном периоде, зависит от реальной суммы находящегося в собственности компании капитала.
Расчет балансовой стоимости
В самом простом варианте балансовая стоимость акции рассчитывается как разница суммы активов компании и ее обязательств, зафиксированных по балансу. Из списка активов обязательно исключают задолженности учредителей/акционеров, связанные с внесением средств в главный капитал.
Совокупная величина активов компании размещена в строке 1600 баланса бухгалтерии, общий размер обязательств указывается в строках 1400 и 1500. При этом, учредительская задолженность по выплатам в УК вносится на Дт счета 75 и Кт счета 80.
Для определения чистых активов компании (в том числе и общей балансовой цены акций) используется формула:
БС = (стр. 1600 – ДУ) – (стр. 1400 + стр. 1500 — ДБП)
Параметр определяется в динамике, дает немало информации при сопоставлении с рыночной стоимостью акций (на которую влияют уровень спроса/предложения, политико-экономические факторы). Ведь балансовая цена основана на реальных производственных данных компании, а не субъективных факторах.
Зная балансовую стоимость, можно найти балансовую цену на акцию. Для этого используются данные про количество обыкновенных акций (Коа) корпорации.
Где найти информацию про Коа:
- Официальный документ – согласно положения ЦБ РФ от 11.08.2014 № 428-П, Коа должно быть указано в решении про размещение ценных бумаг, которое является основой для их выпуска и госрегистрации.
- Устав компании – согласно того же положения, регистрацию выпуска акций можно выполнить только после фиксации данных про число акций в уставе.
- Другие источники – реестры программ управленческого и финансового учета, и т.д.
Балансовая стоимость на акцию стандартно определяется по формуле:
БСА – БА/Коа
Интерпретация
Балансовая стоимость акции – это цена, которая основывается на цифрах и дает возможность точно узнать ценность простой акции. Рыночная стоимость может быть разной и демонстрировать, что акция пере/недооценена.
Балансовая стоимость напрямую не имеет связи с ценностью бизнеса корпорации и представляет собой бухгалтерский показатель, рассчитанный на основе данных учета и зависящий от применяемых в компании правил учета.
Нужно учитывать, что балансовая стоимость учитывает данные прошедших периодов, а рыночная считается перспективным показателем, демонстрирующим гипотетическую способность компании давать прибыль в будущие периоды. Когда рыночная цена выше балансовой – акции в «бычьем» тренде, если ниже или показатели равны – в «медвежьем».
Материальные и нематериальные активы
Любая компания обладает материальными и нематериальными активами. В качестве активов могут выступать не только недвижимость или оборудование, но и торговые марки, авторские права. Даже квалифицированный персонал успешного отдела продаж сегодня считается ценным активом, так как может генерировать прибыль.
К материальным активам относятся все физические объекты, обладающие материальной формой и находящиеся в собственности компании: оборудование, основные средства, производственные запасы, недвижимость, транспорт, строящиеся объекты и т.д. Правда, сейчас к данному типу активов относят и аренду, сами акции компании.
Самыми сложными для исследования и подсчета являются нематериальные активы, так как точных алгоритмов их оценки нет.
Мировые тенденции демонстрируют, что именно нематериальные активы все больше влияют на актуальную рыночную цену акций и самих компаний – за предыдущие 25-30 лет они стали основной ценностью бизнеса. Речь может идти и про персонал, и про патентные права, товарные знаки и др.
Основные требования к нематериальным активам:
- Возможность точно идентифицировать и наличие узнаваемого/конкретного описания, что выделяет актив как уникальный объект.
- Юридическое признание, возможность реализации правовой охраны – критерий контроля дает возможность отличать нематериальные активы от ресурсов. Так, к ресурсам (а не активам) относятся персонал, доля рынка, лояльность покупателей, так как контролировать эти факторы невозможно.
- Материальное доказательство, свидетельство про существование актива – список клиентов, контракт, свидетельство про регистрацию и т.д.
- Точная дата создания/появления актива – это может быть день выдачи патента, подписания контракта.
- Прекращение существования в определенный момент времени или в результате события – не обязательно, но обычно патенты, контракты имеют срок действия.
Виды нематериальных активов:
- Маркетинговые – доменные имена, товарные знаки
- Технологическое – ноу-хау (секреты производства), промышленные образцы, полезные модели, изобретения, техническая/конструкторская документация, интегральные микросхемы, техусловия, учебно-методические материалы и т.д.
- Контрактные – договоры франчайзинга, лицензионные соглашения
- Связанные с обработкой данных – здесь речь идет о программном обеспечении базы данных
Все категории нематериальных активов предполагают свои факторы, влияющие на цену: универсальность, возраст, потенциал расширения, средства и расходы на коммерциализацию, география использования, специфичность, конкуренция, прогноз на спрос и т.д. Но есть универсальные параметры, которые больше всего влияют на стоимость актива: срок жизни, возможность воссоздать/воспроизвести, этап создания/использования, ограничения по эксплуатации.
Для материальных активов разного типа рыночная стоимость также устанавливается с учетом множества факторов, часто активы передаются вынужденно и с большим дисконтом (в рамках реструктуризации долгов, для привлечения дополнительных средств). Основной фактор, влияющий на стоимость материальных активов (недвижимости в частности) – спрос на продажу и аренду.
Можно утверждать, что балансовая стоимость представляется одним из важных параметров, используемых при определении цены акции и перспектив компании.